24 января - Международный день образования

image_01 Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одрэ Азуле по случаю Международного дня образования

24 января 2019 года

Сегодня мы впервые отмечаем Международный день образования, провозглашенный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре прошлого года. Этим важным решением была подчеркнута значимость образования в деле реализации программы действий под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Без обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования, без создания возможности обучения на протяжении всей жизни для всех государствам не удастся разорвать порочный круг нищеты, оставляющей миллионы детей, а также молодежь и взрослых за рамками процесса развития. Добиться успеха в смягчении последствий изменения климата, адаптироваться к происходящей на наших глазах технологической революции, не говоря уже о достижении цели гендерного равенства, мы сможем лишь приняв на себя смелые политические обязательства по обеспечению всеобщего образования.

Празднование Международного дня образования – прекрасный повод, для того чтобы еще раз подтвердить нашу приверженность основополагающим принципам в этой области. Во-первых, подтвердить, что образование является правом человека, общественным благом и обязанностью государства. Во-вторых, подчеркнуть, что образование – это наиболее действенный из имеющихся в нашем распоряжении инструментов для существенного улучшения состояния здоровья населения, стимулирования экономического роста, задействования скрытых возможностей и внедрения инноваций, – всего того, что необходимо нам для построения более жизнестойких и устойчивых обществ. И, наконец, мы должны безотлагательно призвать к взаимодействию в области образования на глобальном уровне.

О масштабе стоящих перед нами задач красноречиво говорят следующие цифры: 262 миллиона детей, юношей и девушек не посещают школу; 617 миллионов детей и подростков не умеют читать и не владеют элементарными навыками счета; в странах Африки к югу от Сахары менее чем 40 процентам девочек удается получить образование на уровне неполной средней школы; около четырех миллионов детей, юношей и девушек из числа беженцев не имеют возможности посещать школу: конфликты и утраты, которые им пришлось пережить, нарушили привычный образ жизни.

В условиях недостаточного прогресса в достижении Цели 4 в области устойчивого развития мы должны решительно активизировать взаимодействие и совместные усилия на глобальном уровне. Для решения сложной задачи «не оставить никого без внимания» мы должны сделать так, чтобы образование служило интересам всех и каждого, путем поощрения его всеохватности и справедливости на всех уровнях.

Это предполагает уделение особого внимания образовательным потребностям девочек, мигрантов, перемещенных лиц и беженцев, а также вопросам подготовки преподавателей и более активному поощрению гендерного подхода в сфере образования и профессиональной подготовки. Необходимо безотлагательно обеспечить увеличение объемов финансирования образования за счет внутренних ресурсов государств и международной помощи, поскольку в противном случае проблема разногласий, неравенства и социальной неустроенности в наших обществах будет лишь усугубляться.

Как координатор проведения Международного дня образования ЮНЕСКО призывает правительства и всех партнеров рассматривать образование в качестве важнейшей приоритетной задачи.

Мы все заинтересованы в развитии образования. Давайте же вместе будем содействовать выполнению обязательств, принятых в этой области!